имени В.Ф. Морозова
ДЮБ РК
На главную
Прасковья Герасимовна
Феофан
Кристина
Ульянка
Справочная служба
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31



Оцените, пожалуйста, качество и доступность услуг Детской библиотеки РК им.В.Ф.Морозова.

НАЧАТЬ ОЦЕНКУ

Портал Культура.рф
Виртуальный методический кабинет
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия

Круглый стол для библиотекарей по профилактике девиантного поведения школьников прошел в ДЮБ РК

В середине ноября в Детско-юношеской библиотеке РК им.В.Ф. Морозова прошел круглый стол, тема которого была определена как «Состояние и перспективы развития библиотечных форм и методов работы, направленных на профилактику девиантного поведения детей и подростков».

Участниками мероприятия стали школьные библиотекари, специалисты ДЮБ РК, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия Марина Зверева, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Петрозаводска Наталья Носкова, педагог-воспитатель Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возрождение» Антон Павлов и старший методист Центра развития образования Виктория Черемухина.

По словам директора Детско-юношеской библиотеки Карелии Валерии Сакиной, тема круглого стола была выбрана неслучайно: трудные ребята или дети с девиантным поведением все чаще приходят в библиотеку.

Что предлагает государство?

Детский омбудсмен Марина Зверева пояснила, как она видит в этой ситуации роль школьного библиотекаря.

- Почему ребёнок становится трудным? Он столкнулся с трудными взрослыми и недополучил внимания, воспитания, любви, - считает Марина Михайловна. – Школа играет большую роль в работе с ним. Раньше мы рассматривали именно школу как очаг культуры, но, мне кажется, что сейчас всё большую роль в вопросах воспитания играет именно школьная библиотека, ребёнок идёт туда и успокаивается. Кроме того, к нам часто поступает литература по работе с детьми. Думаю, что библиотека тоже должна иметь такую литературу. За ней к вам может обратиться специалист, вы также имеете возможность организовать в школе открытые занятия для взрослых.

Омбудсмен обозначила позицию государства по вопросам работы с детьми, в том числе подростками с девиантным поведением. В частности, Марина Зверева познакомила присутствующих с национальной стратегией действий в интересах детей.

Главная цель стратегии – определение основных направлений и задач государственной политики, она предусматривают сокращение бедности, повышение доступности социальных услуг, обеспечение безопасного и комфортного семейного окружения.

Подробнее Марина Зверева остановилась и на изменениях в работе с детьми с девиантным поведением. Так, по её информации, на протяжении двух последних лет суды стали внимательнее относиться к мерам наказания юных нарушителей. В Карелии уже организованы три службы досудебного примирения. С освободившимися несовершеннолетними, а также ребятами в возрасте от 18 до 23 лет будет заниматься комиссия по делам несовершеннолетних.

- Если раньше мы отправляли своих детей за пределы республики и благополучно о них забывали, то теперь нам не позволят этого делать, - уточнила уполномоченный по правам ребенка в РК. - Комиссии будут вести детей, которых они отправили с территории Республики Карелия, от начала и до конца, в том числе, по прибытии ребят обратно, они должны будут заниматься их трудоустройством, обучением. Это новшество.

Девиантное значит отклоняющееся от нормы

Директор городского Центра психолого-медико-социального сопровождения Наталья Носкова рассказала школьным специалистам о некоторых тенденциях, наблюдаемых экспертами в последние годы. Так, по словам психолога, наиболее характерно девиантное поведение для подросткового возраста.

- Пик начинается в младшем подростковом возрасте, - констатирует Наталья Анатольевна. - Хотя сегодня мы видим отклоняющееся поведение уже у детей начальной школы.

По словам специалиста, ученикам младших классов свойственна гиперактивность, которую также определяют как девиантное поведение.

- Ребенок агрессивный, толкает проходящего мимо, натыкается на косяки, не умеет играть в мяч, ужасно изнашивает обувь и одежду – это признаки ребенка с гиперактивностью, - объясняет психолог. - Гиперактивность – это медицинский диагноз. Мы всегда говорим: «плохое поведение» – это отклонение в поведении. Это болезнь, а её надо лечить. Поэтому первый человек, который может помочь таким детям – это невропатолог. Но есть и приемы педагогической работы, например, каждые 20 минут такому ребенку требуется встать и походить, потому что он не может долго сидеть. Требуется индивидуальная работа с ним. Мы разговариваем с учителями начальных классов, но с их стороны очень много непонимания, обвинения родителей, что они неправильно воспитывают детей. Но, повторюсь, это медицинская проблема. Очень важно, чтобы вы это понимали и при необходимости подсказывали.

Говоря о причинах девиантного поведения подростков, Наталья Анатольевна подтвердила: чаще всего – это реакция детей на трудные обстоятельства в жизни. Но сегодня доказано, что в природе проявления отклоняющегося поведения большую роль играют те или иные органические поражения головного мозга. Это могут быть слабые, так называемые, мозговые дисфункции, которые мешают усваивать правила, нормы поведения и т.п.

Специалист рассказала и о различных типах отклоняющегося поведения. К примеру, в их числе различают делинквентное (противоправное), аддиктивное (зависимое), патохарактерологическое поведение и другие.

Сегодня наблюдается ситуация, которую психологи называют «запретом на эмоциональность» - когда вся жизнь уже с первых лет ребенка подчинена развитию интеллекта.

- Но западные специалисты говорят о том, что уже хватит заниматься развитием интеллекта, есть новые показатели, новый критерий – это эмоциональный интеллект. И сегодня он оказывается наиболее значимым для того, чтобы стать успешным.

Согласно результатам последних исследований, 6-летние дети не понимают, что изображено на лице у близкого взрослого, кроме радости и недовольства. Еще сложнее в вербальном плане.

- Поэтому мы говорим: надо стремиться развивать эмоциональную сторону общения, - заключила Марина Носкова. - Поэтому вам, и как родителям, и как педагогам, я рекомендую больше говорить о своих чувствах: «Мне нравится», «Я удивлена…». Библиотекарь в работе с детьми может использовать иллюстрации, репродукции, картины – тот материал, на котором эти эмоции можно увидеть.

Наконец, психолог обозначила одну из главных ролей библиотекаря в работе с детьми, в том числе и трудными – это общение

- Я до сих пор помню ощущения от похода в библиотеку - это знание, что тебя выслушают, это неторопливость. Можно походить с книгой, поговорить, – рассуждает психолог. – Именно в библиотеке дети могут получить то, чего им не хватает от педагогов – возможность быть услышанным. Детям много не надо. Вы, в отличие от учителя, не занимаетесь настолько жестко нормативными видами деятельности. И у вас есть больше возможности приглядеться и дать школьнику то внимание, которого ему недостает.

Роспись по камню и фейс-арт

Конкретными формами и методами работы с непростыми учениками поделились специалисты, ежедневно её практикующие.

Так, педагог-воспитатель центра «Возрождение» Антон Павлов рассказал о творческом подходе. В течение нескольких лет он использует собственную программу росписи по камню «Штрих». К слову, именно её он представлял на всероссийском конкурсе педагогических достижений воспитателей учреждений для детей-сирот «Шаг навстречу», где стал победителем в одной из номинаций.

- Я не учу рисовать, дети приходят «нулевые», абсолютно разных возрастов, есть и гиперактивные детишки, - рассказывает Антон Леонидович. – Но постепенно у них возникает желание преодолеть себя и сделать что-то подобное – оно снимает эту взбудораженность. С психологической точки зрения, вы знаете, цвет лечит, и общение с красками приводит к более позитивному проявлению дальше в жизни.

Помимо занятий росписью по камню, педагог-воспитатель вовлекает ребят в оформление праздников в центре, организовывает мини-постановки с их участием. Большой восторг у ребят вызывает фейс-арт – рисунки прямо на лицах.

- Я начал использовать эту технику в 2010 году, - пояснил Антон Павлов. - Маска помогает «отзеркалить» нечто инородное, то, от чего мы хотим избавиться, чего мы, может, боимся. Неуверенным ребятишкам предлагаются решительные образы. У нас был очень скромный мальчик. Но, «побывав» тигренком (он в этом образе и на камеру порычал, и по телевизору о нем рассказали), он стал более уверенным, уже разговаривает со взрослыми и правильно выстраивает свою речь.

Библиотекари как помощники

У Детско-юношеской библиотеки РК также есть достаточно большой опыт общения с детьми девиантного и делинквентного поведения.

- Мы сотрудничаем с центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, - рассказала Любовь Саблина, главный библиотекарь отдела чтения детей и подростков. - На самом деле психологически сложно заниматься с ними. Мы делаем эту работу раз в неделю. Применяем различные формы библиотечной деятельности: обзоры, беседы, презентации. И знаете, что примечательно? То, что каждый ребенок хочет, чтобы с ним общались. И у нас получается общение посредством книги.

По словам Любови Геннадьевны, опыт такого сотрудничества уже достаточно большой, он насчитывает не одно десятилетие.

- Я считаю, что наша задача быть помощниками специалистам, которые работают непосредственно с этими детьми, - подытожила заведующая.

Наталья Десяткова, главный библиотекарь средней школы №2 Петрозаводска, считает, что библиотекари должны помочь ученику понять с помощью книг и доверительных бесед, что вся его жизнь в его руках.

- Мы понимаем, что выполняем и роль жилетки, и подушки – дети к нам приходят после уроков поплакаться и отдохнуть от шума, суеты, тех социальных условий, в которых они находятся в школе и вне школы, побыть в тишине. Или просто посидеть на диване: трудные дети иногда и без книги - просто сидят в наушниках, и видно, что они отдыхают и не хотят возвращаться в тот мир.

Наталья Михайловна убеждена, что в работе с детьми с девиантным поведением важен индивидуальный подход:

- В различных беседах мы выясняем интересы такого ребенка. Даже когда он пришёл к нам, прогуливая урок, мы уделяем ему внимание, а не прогоняем. Раз он окончательно решил тут остаться, то ведем с ним беседы, даем советы, рассказываем о какой-нибудь книге.

В школе №2 используются некоторые программы, описанные в книге «Обучение стратегии чтения», в частности, «чтение с остановками», «чтение с закладкой», «чтение в кружок» и «прогноз».

По словам Светланы Евминенко, библиотекаря средней школы №36, в этом учебном заведении насчитывается около семидесяти трудных детей. «Но не стоит говорить о том, что они состоят на каком-то учёте. Просто эти ребята немножко отличаются поведением от «домашних» детей». Кроме того, в школе обучаются и ребята разных национальностей, а это в свою очередь накладывает трудности на общение детей между собой.

В библиотеке школы №36 также проводятся индивидуальные беседы с детьми, мероприятия. Часто специалист приходит с литературными играми в классы:

- Ребята любят сопровождать такие игры рисунками, - рассказывает Светлана Николаевна. - Часто после окончания игры, даже через неделю, дети приносят свои изображения. У нас уже целая папка собрана! Отрадно, что и родители часто приходят и смотрят за работой ребёнка в библиотеке.

Зинаида Баева работает в библиотеке петрозаводской школы №25, в которой обучаются дети, имеющие проблемы со слухом, а также с задержкой психического развития. Причем, по словам Зинаиды Андреевны, таких классов с каждым годом становится больше.

- Цикл занятий, которые я провожу уже не один год, называется «Учимся любить книгу», - поделилась с коллегами Зинаида Баева. - Занятия начинаю во 2-3 классах, конечно, со знакомства со сказкой: мы читаем, пересказываем, работаем с карточками. Это очень длительный процесс. Бывает, придешь на второе занятие, а дети уже забыли, что мы проходили на прошлой неделе… Кроме того, им трудно говорить, но они стараются, пересказывают, отвечают на вопросы.

Как рассказала специалист, её ученики очень любят отгадывать загадки, рисовать, работать с журналами. Так в прошлом году 4-й класс даже попробовал создать свой коллективный журнал.

***

В ходе мероприятия, библиотекари поделились друг с другом профессиональными советами: где найти полезную информацию по теме, какие пособия лучше использовать, сколько времени тратить на ту или иную деятельность. В итоге же, все специалисты сошлись во мнении о том, что крайне важно в работе с трудными детьми, как впрочем, и со всеми остальными, не отказывать им в общении и суметь вовремя распознать трудности, которые переживает ребенок.

Фотогалерея

© БУ "ДБ РК им. В.Ф. Морозова", 2011-2016
Художник - Анастасия Трифанова