имени В.Ф. Морозова
ДЮБ РК
На главную
Прасковья Герасимовна
Феофан
Кристина
Ульянка
Справочная служба
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31



Оцените, пожалуйста, качество и доступность услуг Детской библиотеки РК им.В.Ф.Морозова.

НАЧАТЬ ОЦЕНКУ

Портал Культура.рф
Виртуальный методический кабинет
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия

Форум библиотек

Итоговый документ Форума

16-17 февраля 2012 года в Доме Кантеле (пр. Карла Маркса, 6) при поддержке Министерства культуры Республики Карелия состоялся Форум библиотек Северо-Запада России «Прикоснись к истокам: работа библиотек Северо-Западного региона по историческому просвещению подрастающего поколения». Организатор Форума – бюджетное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия».

Форум библиотек Северо-Запада  России «Прикоснись к истокам: работа библиотек Северо-Западного региона по историческому просвещению подрастающего поколения» прошёл в рамках Объявленного Указом Президента Российской Федерации Года Российской истории в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий Российской Библиотечной Ассоциации. Цель форума – обмен и обобщение опыта библиотек по историческому просвещению юных россиян, взаимодействие с учреждениями образования и культуры в реализации историко-просветительских проектов, разработка единых направлений деятельности по проведению Года Российской истории.

В работе Форума приняли участие представители органов государственной власти Республики Карелия, специалисты библиотек Северо-Западного региона России, представители высших учебных заведений, средних общеобразовательных учреждений, учреждений культуры Республики Карелия, журналисты и писатели.

В ходе форума участниками был рассмотрен широкий круг вопросов по проблемам исторического просвещения детей и юношества, намечены пути взаимодействия библиотек с учреждениями культуры и образования, основные направления деятельности в год российской истории.

В первый день форума  было  обсуждено  два блока  вопросов: «Историческое просвещение в современном социуме: состояние и проблемы» и   «Алгоритмы  сотрудничества  библиотек  с учреждениями  образования и культуры в приобщении  юных   россиян  к историческому наследию».

Об  истории, как предмете; о состоянии исторической науки сегодня; о направлениях  и методах  преподавания истории в высших учебных заведениях  рассказал участникам Форума Четвертной Д.В.. преподаватель  кафедры  отечественной  истории Петрозаводского   государственного  университета.

Живой интерес вызвало  выступление В. Н. Бирина, начальника отдела Государственного комитета Республики Карелия  по  вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными  организациями.  В своём выступлении Виктор Николаевич представил  на конкретных примерах,  реализуемых Комитетом проектов и программ, роль  исторического просвещения в формировании  толерантности,   в укреплении согласия и взаимопонимания  между представителями разных национальностей.

Библиотеки  в своей деятельности стремятся использовать весь комплекс  образовательных и  информационных ресурсов, развивая и укрепляя партнёрские взаимоотношения  с  учреждениями  образования и культуры.   Особенно актуально   взаимодействие в вопросах исторического просвещения.  На Форуме  был представлен широкий спектр историко-образовательных проектов, реализуемых музеями  и архивами  республики.

Детский музейный центр  музея-заповедника  «Кижи» представил несколько проектов. Особый интерес вызвал проект Летней  музейно-этнографической школы, которую проводят  для победителей конкурса  на  острове Кижи. Целую неделю  дети  живут на острове  в  историческом  доме, имеют возможность окунуться непосредственно  в жизнь  Карелии  19 века: попробовать себя в различных ремёслах. Фильм, созданный, сотрудниками музея  на  основе  деятельности  детей  на о. Кижи  во время  проекта, показал его  огромные возможности  в историческом просвещении, большое  эмоциональное воздействие и воспитательное значение. 

Выступление  И. В. Савченко, методиста Национального музея Республики Карелия   было посвящено  близкой для библиотек теме «Книжная культура как средство просвещения и воспитания в музее».  Были представлены  историко-образовательные проекты  музея,  в основе которых   книга и  литературные герои.

Очень важно знать свои корни, изучать свою родословную.  И в последнее время интерес к истории своей семьи, стремление узнать  жизнь своих предков  возрастает.  Не только взрослые, но и  подростки, юношество  занимаются  исследованием  своей родословной. Национальный архив Республики Карелия поддерживает этот интерес. С этой целью проводится конкурс  «Юный  архивист».  Сотрудниками  архива  разработана и издана    «Памятка  по проведению генеалогического  исследования по  фондам Национального  архива Республики Карелия».  Об этом участникам Форума рассказала Е. П. Тарасова, начальник отдела аналитической и организационно-методической работы Национального архива  Республики Карелия.

Как, какими  средствами  можно повысить интерес  молодёжи к отечественной истории,  к истории  родного края? Александр Тихонов,  руководитель проекта «Тропа боевой славы» Карельского регионального  общественного молодёжного  движения «Традиция», считает, что участие в практических делах  по восстановлению исторической  справедливости,  реконструкции исторических событий   даёт импульс к  познанию  истории.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести  к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников, используя  свидетельства истории края, школы, отдельного выпускника.  Там, где деятельность школьного музея и  школьной  библиотеки тесно связаны, достигаются  потрясающие  результаты.  Никого не оставило  равнодушным  выступление

Е. П. Гришкалаускене, заведующей библиотекой Пряжинской средней общеобразовательной школы. Елена Петровна рассказала о той кропотливой работе, которая ведётся со школьниками по возрождению исторической памяти.

Следующий  блок  «Диалог библиотекаря  с  читателем по истории» был посвящён  практической  деятельности  библиотек  по популяризации  исторических знаний.  Были представлены различные формы  библиотечной работы. 

Глубокое, содержательное выступление о проектах  по истории, реализуемых Псковской  областной  библиотеки для детей и юношества, было представлено директором  библиотеки Волковой Н.С.

Библиотеки сегодня активно используют  интерактивные формы организации мероприятий, в которых практически все участники  оказываются вовлечёнными в процесс познания.  Н. Е. Гарбар, заведующая отделом чтения детей Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия  в своём выступлении «Изучая играем -  играя, изучаем», представила   интерактивные семейные исторические игры, которые были проведены со школьниками  4-х классов  и их родителями. Вовлечение  родителей в игровую деятельность  стимулировало совместное изучение  исторических  событий в семье. Благодаря этому, как  отметили педагоги, школьники  значительно расширили  свои  познания в истории.   Участники Форума  имели возможность представить себя в роли  игроков- учащихся 4-х классов и проиграть  один из туров.

Непросто   рассказать ребёнку о  событиях далёкой истории так, чтобы  ему  было интересно,  чтобы он  представил  и запомнил   и вдвойне  сложнее  донести  эти  знания  для слабовидящих детей.   О  том,  какие методы, какие приёмы используют в историческом просвещении  особых детей  рассказала И. Б. Щелупанова,  методист  инновационно-методического отдела  Республиканской  библиотеки для слепых.

Деятельность современной  библиотеки   уже немыслимо представить  без использования  новых  информационных технологий.  На данный момент наблюдается рост  количества  создаваемых библиотеками электронных краеведческих информационных ресурсов.  Специалисты Национальной библиотеки Республики Карелия  представили проект «Электронная  антология Карелии» и проект по сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

Интересные проекты, инновационные формы были представлены в выступлениях  специалистов Петрозаводской и Беломорской ЦБС, школьных библиотек г. Петрозаводска.

Огромную роль  для изучения истории имеет печатное слово, будь это учебник, художественное произведение или  газетная заметка.  Участники Форума   услышали интереснейшие выступления Николая Петровича Кутькова, краеведа, автора учебников «Моя Карелия: путешествие по родному краю»; Константина Гнетнева, карельского журналиста и литератора, автора ряда очерковых и публицистических книг; Елены Пиетиляйнен, главного редактора  журнала «Север», которая рассказала  об издательской политике журнала, о предстоящих публикациях  статей и художественных произведений на историческую тему.   Андрей  Сунгуров,  писатель и педагог, автор нескольких книг для детей поделился своими  размышлениями  о том, какой должна быть книга по истории для детей, а также поведал, как рождалась  книга   о Петрозаводске, которую  уже по достоинству оценили читатели.  

Многие  проекты   библиотек  сопровождаются  или проводятся  в партнёрстве со СМИ.   Надёжным  партнёром   Детско-юношеской  библиотеки РК является еженедельник «ТВР-Панорама».  Журналист Ольга Малышева  в своём выступлении  отметила плодотворность   такой  совместной деятельности  и назвала те проекты, которые  будут реализовываться на страницах газеты  в Год   Российской  истории.

В результате  обсуждения участниками    Форума  был выработан и принят   итоговый документ, в котором  содержатся рекомендации  и предложения как  органам  власти, так  и  библиотечному сообществу    в работе   по  историческому  просвещению подрастающего поколения.

Замечательным  дополнением к Форуму  по истории явилась культурная программа.  Участники Форума  посмотрели спектакль Национального  театра Республики Карелия  о трагическом периоде взаимоотношений  двух соседних стран - России и Финляндии, когда они воевали  друг против друга;  побывали на концерте   Национального ансамбля «Кантеле». Да и сам  Форум проходил в одном из исторических зданий Петрозаводска, что   подчёркивало важность  сохранения  исторического наследия.

78-32-29
Золотова Светлана Васильевна.

© БУ "ДБ РК им. В.Ф. Морозова", 2011-2016
Художник - Анастасия Трифанова